• БОЛЬШАЯ КЕРАМИКА
    Наша керамическая мастерская — самая крупная среди социальных предприятий. Настоящее производство. И на всех его этапах задействованы люди с инвалидностью. Каждый в меру своих возможностей вносит вклад в общее дело. Так что, в результате, нам удается изготавливать в сжатые сроки как большие корпоративные заказы на несколько тысяч изделий, так и эксклюзивные изделия ручной работы.
  • ЛИТЕЙНЫЙ ЦЕХ — «ЛИТЕЙКА"
    Литейщиками руководит бригадир Валерий, в прошлом инженер слаботочник. До того, как он пришел к нам, больше 10 лет сидел дома без работы: очень сильно упало зрение. А здесь Валера нашел себя. У него золотые руки и мудрая голова.
    Под его началом работают парни с психиатрическими диагнозами. Игорь, Паша, Дима. Для них тоже работа — спасение. То, что позволяет вернуть утраченный социальный статус, зарабатывать. Вся мебель в литейке сделана руками Валеры и его помощников. Каждый сантиметр используется.

    Рядом сидят ребята послабее. Они заняты на оправке — шлифовке заготовок. Нужно быть осторожным, чтобы изделие из сырой глины не сломалось. Постепенно набирается скорость. Это важно. Ведь работа сдельная. Больше тарелок отшлифуешь, больше заработаешь. Тема, Люба, Галя, Настя.

    А в глазурном отсеке царят самые-самые — Лена и Саша Б. Обе профессиональные художницы-керамистки. Глазурование — это таинство. Керамические пигменты несут в себе переливы древней магмы и горных пород. Смешиваясь, они создают неповторимые цветовые эффекты. Так рождаются уникальные художественные произведения. Но когда требуется заглазуровать большую партию абсолютно идентичных изделий, и это под силу нашим волшебницам.
  • ПЕЧНОЙ ОТСЕК
    Мы гордимся нашими печами и желаем им здоровья и долголетия. Ведь они наши кормилицы, А еще мы гордимся печником Женей К. Он у нас уже пять лет работает, и именно здесь почувствовал себя настоящим профессионалом.
  • ЦЕХ РУЧНОЙ ЛЕПКИ «КЕРАМИЧКА»
    В мастерской работают незрячие и слепоглухие, люди с психиатрическими диагнозами, слабослышащие. Миша, Катя, Таня, Наташа. Их ангел-хранитель Саша Д. Она считает себя вечной ученицей. Всему, что умеет научилась здесь. И щедро делится своими умениями с вновь приходящими. А руководит мастерской легендарная Алла Соломоновна. Ее энергии хватает на всех.
  • ЦЕХ ДЕКОРИРОВАНИЯ — «ХУДОЖКА»
    У нас есть неслышащая расписчица Людмила, есть слепоглухой (да да!) художник Гена. Есть нормотипичные расписчицы Лиса, Лиза, Ксюша, которые освоили технику работы с глиняными красками у нас в мастерской. Все работают бок о бок, учатся друг у друга и развиваются в очень крутых самобытных художников.
  • СТУДИЯ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
    Лена много лет растила сына с тяжелой инвалидностью. Всю себя отдавала ему. Даже получила высшее образование дефектолога. Теперь сын вырос, стал самостоятельным. А Лена нашла себя в работе с людьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. В ее мастерской ребята занимаются ручной лепкой, росписью. Все стены вокруг увешаны чудесными работами в наивном стиле. На полках — керамические домики, фигурки, чашки, блюдца, пуговицы, вазы… Чего там только нет! А когда нужно выполнять корпоративные заказы, ленины подопечные тоже подключаются. К ней приезжают группы из социальных домов. И к каждому она находит подход. В мастерской царит дисциплина. Все слушаются Елену Владимировну и очень ее любят.
  • СТОЛЯРКА
    Ребята с тяжелыми нарушениями развития, РАС занимаются в столярке шлифовкой деревянных заготовок, промасливанием, сборкой знаменитых фонариков Артели Блаженных и других деревянных игрушек. Они умеют обрабатывать деревянную посуду в технике вапления, изготавливают деревянную упаковку с кашированием и многое другое.
  • АРТ СТУДИЯ
    По пятницам в мастерскую приходит Мира. Ее занятия очень нравятся ребятам. Они вдохновляются образцами любимых художников, нарабатывая при этом собственный стиль. Лучшие рисунки переносятся на глину или становятся прототипами для печати на ткани.
  • КУЛИНАРИЯ
    Саша В. — профессиональный соцработник с высшим образованием. Но, главное, у нее большой опыт в области кулинарии. Именно она руководит кулинарной мастерской на Грина. Кулинары — самая дисциплинированная и самая продуктивная группа. А Александра — строгий, но справедливый и любящий руководитель. Она разрабатывает рецептуру вкуснейшей пастилы, фрипсов, батончиков и постоянно ищет новые направления производства. Мы уже научились выполнять заказы для больших сетей. Например, смесь для приготовления горячего шоколада для Вкусвилла.
    В кулинарной мастерской каждый день готовят обед для работников. Ведь некоторые живут в социальных домах и не могут принести с собой еду. И вообще совместная трапеза — это важно.
    Большая часть работников — выпускники коррекционного отделения соседнего градостроительного колледжа, руководство которого очень довольно тем, что впервые за много лет их особые студенты получают работу.
    Света и Маша — главные поварихи. Их наставляет Татьяна. Всем премудростям сопровождения особых кулинаров она обучилась у нас на рабочем месте. Чему мы очень рады.
  • ОЗЕЛЕНЕНИЕ
    Каждый год коррекционные группы профессиональных колледжей выпускают специалистов по озеленению. Из которых работу находят единицы. Для тех, кому не удается трудоустроиться по специальности, был придуман наш озеленительный проект. Благодаря гранту фонда CSS, мы построили вертикальные конструкции, организовали освещение. Так родились наши оранжереи. Ребята занимаются черенкованием, высаживанием подрощенных растений в грунт. На всех этапах развития наших зеленых подопечных за ними требуется тщательный уход: обработка от вредителей, грамотный полив, очистка от сухих листьев. В керамической мастерской ТОКа рождаются кашпо и горшочки — на любой вкус и любую фантазию. А в мастерской на Грина работает полноценный цветочный магазин с большим выбором горшечных растений и аксессуаров к ним. Мы участвуем в зеленых маркетах, выполняем корпоративные заказы и даже создаем вертикальные композиции для озеленения офисных и общественных помещений. Без Светланы и Ирины нашим растениям было бы гораздо менее комфортно. И уж точно молодые особые озеленители не смогли без них обойтись.
  • МЫЛОВАРЕНИЕ
    Рената на вид — хипстерка хипстеркой. Тусовщица. Но она очень ответственная и очень грамотный руководитель. Делать мыло с нуля — не самое простое занятие. Но за два года работы мастерской мыловары под руководством Ренаты освоили много разных его сортов. Технология изготовления мыла может быть холодной или горячей. Мы умеем и так, и так. Холодное мыло созревает долго — до двух месяцев. Но зато оно более интересных цветов и с более стойким ароматом. Наше мыло отлично мылится и не раскисает. В сочетании с фирменными мыльницами мыло из мастерской ТОКа — прекраснейший подарок. И конечно же мы научились выполнять корпоративные заказы мыла. Сделать 500−1000 кусков нам вполне под силу.

    Два года назад, когда у нас только открывалась мастерская на Грина, к нам постучались руководители колледжа Столица. Их выпускникам нужна была площадка для практики. Мы с радостью эту площадку предоставили. А когда практика у них закончилась, родители самых слабых ребят не могли поверить тому, что мы оставляем их детей у себя в мастерской. Потом появились девушки из Дома детей. И еще один поток практикантов. Так сложились у нас группы подопечных, которых мы называем поэтичными именами: Змейки, Радуга, Кукушки. С ними забот гораздо больше, чем с более сильными. Обучение различным навыкам для них — процесс очень медленный и осложненный тем, что у таких ребят внимание истощается очень быстро, как что необходимо более часто сменять вид деятельности. Работают они в группах по 3−5 человек.
    Ну вот дальше пойдет рассказ о мастерских, в которых трудятся преимущественно Змейки, Радуга и Кукушки.
  • СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК
    Делать свечи из вощины — работа, доступная многим, в первую очередь, наиболее слабым. Нужно, конечно, соблюдать определенные правила, чтобы свеча была заданной плотности, чтобы была скручена в форме аккуратного цилиндра. Но, оказывается, монотонные действия приносят массу удовлетворения тем, кто через эту работу включается в выполнение заказа. И тогда ребята, которые вели себя капризно, постоянно жаловались на усталость, проявляют чудеса работоспособности. На новый год нам заказали 1500 свечей в форме елочки и еще столько же свечей для подарочных наборов. Сроки были ограниченные, нужно было успеть до праздников. И вот тогда особенно отличились Кирилл и Полина, которые до того приносили куратору немало неудобств.

    А еще мы умеем делать ароматные соевые свечи, емкости для которых изготавливают наши керамисты. В особенности, хороши те, что слеплены незрячими людьми в технике набивки.
  • МАЛЕНЬКАЯ КЕРАМИКА
    Мы завели керамику и в Бутово. Потому что это очень востребовано у наших подопечных. Привезли маленькую печь, построили стеллажи. И — вуаля! Теперь здесь каждый день Змейки, Радуга и Кукушки могут лепить нужные для «зеленки» кашпо и фигурки. Потому что если работать, то приносить пользу. Такие у нас порядки. Ну ладно, можно еще другое разное лепить, что придумается. Главное, чтобы красиво.
  • ТЕКСТИЛЬ
    Текстильная мастерская — средоточие рукодельного творчества. Здесь можно шить на машинке — для тех, кто умеет. Из остатков текстильного производства мы делаем прекрасные декоративные подушки в стиле пэчворк. Те, кто не может строчить, набивают подушки синтепухом и зашивают потайным швом вручную. Мы шьем елочные игрушки и саше. А еще из ткани, декорированной руками Змеек, Радуги и Кукушек, получаются отличные шоперы. Очень востребованный продукт. Но и это еще не все. Те, кто, казалось бы, совсем ничего не понимает и даже не умеет разговаривать, вышивают красивые композиции, которые потом используются для создания декоративных панно. И еще здесь учатся вязать и занимаются сухим валянием. Творческая лаборатория, брызжущая идеями — вот что такое наша текстильная мастерская.
  • ХУДОЖКА НА ГРИНА
    Настя не разговаривает. Совсем. Правда, понимает обращенную к ней речь — в рамках бытовых ситуаций. Когда не можешь себя выразить словами или хотя бы понятными хоть кому-то знаками, если и самой непонятно, что не так, очень важно найти способ успокоиться, разгрузиться эмоционально. Вот эти удивительные картины — настины работы. А сашину картину продали за 10 тысяч рублей..

    А вот эти шоперы сделаны штампиками, обмакнутыми в краску. Змейки, Кукушки и Радуга создают композиции, а мы потом эти композиции тиражируем для корпоративных заказов.

    А еще художественная мастерская выдает на гора большое количество разнообразной графической и живописной продукции. А ведь это — кладезь материала для создания мерча с уникальным дизайном.
МАСТЕРСКАЯ
НА ПЕТУШКОВА
  • НАЧАЛО ПУТИ И ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТА
    В 2024 году мы получили от ДТСЗН г. Москвы помещение в безвозмездное пользование и открыли третью мастерскую. Она находится в Северо-западной округе Москвы на улице Василия Петушкова, 17.

    Руководитель мастерской - Анна Титова, свободный художник и очень творческая девушка, которая всю жизнь занималась фотографией, документальной и портретной. Но последнее время стало трудно работать на себя и Аня начала искать работу. При этом у нее была четкая позиция: если не работа в области искусства, то только в НКО. Так, она откликнулась на нашу вакансию «куратор текстильной мастерской». А еще некоторое время спустя Анна взяла на себя новую ответственность - руководитель всего подразделения на Петушкова.

    На протяжении работы мастерской команда кураторов наблюдает личные истории прогресса. Например, за это время многие ребята смогли к нам трудоустроиться. «У нас есть универсальные “солдаты”, которые помогают и тут, и там, - поясняет Аня. - Они хорошо работают в любой из мастерских. Есть те, кто выбрал только одно направление и отлично справляется именно с ним. А есть те, кто открывает свои способности совершенно неожиданно. Вот недавно одна из наших девочек совершенно внезапно начала шить - теперь я буду развивать в ней этот навык».

    Анна признается, что в своей работе они стараются равняться на опыт команды из Бутово. Мастерская на Петушкова во многом похожа на нашу мастерскую на Грина, но пока что еще не так развита. Тем не менее с каждым месяцем она все увереннее встречает новых людей. В августе был пик активности: в мастерскую пришло большое количество ребят из колледжей.

    Ежедневно в мастерской проходят занятия для групп дневной полезной занятости. Ребята общаются друг с другом и с кураторами, учатся основам трудовых навыков, развиваются творчески, и их жизнь нормализуется.

  • ОЗЕЛЕНЕНИЕ НА ПЕТУШКОВА
    Озеленительная мастерская - первая из всех мастерских в нашем Центре на Петушкова. Куратор мастерской - Екатерина Березкина. Два года она работала у нас в Бутово, а теперь делится своим опытом на новом месте.

    Катя рассказывает, что озеленительная мастерская здесь имеет свои особенности: «Мы работаем в сотрудничестве с Мариной Владимировной Васильевой - хорошей знакомой Марины Борисовны Мень. Она занимается обслуживанием офисов, то есть поставкой растений в офисы и банки Москвы. Растения предварительно закупаются и направляются к нам. Мы их пересаживаем, выхаживаем при необходимости, подкармливаем и отправляем заказчикам. Самые крупные из них - это банки ВТБ и ПСБ». Наши ребята, которые более сохранны ментально, чувствуют значимость своего дела и понимают, во что они вкладываются.

    Конечно, корпоративными заказами занимаются не все. Необходимо соотносить задания с возможностями и пожеланиями ребят. Например, одной из наших девочек очень нравится перебирать землю. Она это называет “искать керамзит” (почти как “искать драгоценности”). Для кого-то это утомительно, а она так релаксирует и развивает мелкую моторику.

    Еще у нас есть два мальчика с дцп, они не могут стоять без костылей. А желание сажать растения у них большое. Поэтому мы специально думали, как организовать их работу. В итоге изобрели специальную подставку, чтобы им было удобнее работать с землей и растениями сидя».
  • КЕРАМИКА НА ПЕТУШКОВА
    Алена - куратор керамической мастерской - окончила колледж по специальности «стилист-визажист» и вскоре после его окончания стала заниматься керамикой.

    В работе Алена придерживается четкого подхода - воспитывать в ребятах самостоятельность. Она стремится к тому, чтобы каждый запоминал последовательность своих действий, сам готовил свое место для занятия, а потом за собой убирал. «Естественно я помогаю ребятам при необходимости и даю обратную связь, - уточняет Алена. - Но когда человек уже освоился, я стараюсь меньше подсказывать и больше наблюдать. Особенно радует, когда ребята друг другу помогают. Например, те, кто у нас работает и уже более опытен в керамике, могут подсказывать ребятам в группах дневной занятости».

    В процессе работы в мастерской все, кураторы и ребята, учатся друг друга понимать: с кем-то нужно быть ближе, с кем-то держать дистанцию; кому-то объяснять дольше, другому дать время понять самому; кто-то любит лепить, а кто-то мастерски зачищает. И уже здесь сложился достаточно устойчивый порядок. Не только относительно керамики, но и во взаимоотношениях различных мастерских: из керамической мастерской изделия отправляются в художку для росписи.
  • МОЗАИКА
    В нашем Центре на Петушкова существует отдельная мастерская для занятий мозаикой. Ее куратор - Рябинина Альвина - получила высшее художественно-педагогическое образование, отучившись на направлении «декоративно-прикладное искусство и дизайн».

    При подготовке к занятиям Альвина старается максимально проявлять креативность, придумывать, как сделать процесс понятнее, проще, доступнее. Она уверенно говорит: «Именно в этом заключается прелесть мозаики. Это очень доступная вещь: сама выкладка у нас происходит по заранее подготовленным мной эскизам, в зависимости от возможностей каждого. Есть совсем простые схемы, есть более сложные варианты для тех, кто посильнее.

    Собираем мы мозаику на Оракал (клейкую пленку) с предварительным монтажем. В отличии от прямого набора, сразу на основу, такой способ оставляет право на ошибки и их исправление. Тем не менее расслабляться не приходится. Ребята посильнее самостоятельно откалывают себе модули для выкладки с помощью кусачек. Для тех, кто послабее, мы подготавливаем модули заранее, а ребята уже концентрируются на другом: им нужно выбрать правильные цвет и форму, найти подходящее место на эскизе, куда пристроить каждый элемент. Мозаика не только улучшает мелкую моторику, но и развивает воображение, чувство композиции и эстетический вкус. По моему наблюдению, многие с удовольствием погружаются в этот процесс, хотя иногда все учесть и проанализировать действительно непросто».

    У мастерской уже есть опыт изготовления большого корпоративного заказа - деревянных подносов с оригинальным декором из керамической мозаики.
  • ХУДОЖКА НА ПЕТУШКОВА
    У Лены художественно-педагогическое образование, она является членом Московского союза художников и всю жизнь занимается живописью. Именно к Лене керамика попадает на роспись. А точнее к ней и к ребятам, которые у нее занимаются.

    «Все дизайны, и для керамики, и для шоперов, придумываются в художественной мастерской, - объясняет Лена. - С одной стороны, мы с кураторами работаем в команде, а с другой - каждый решает свою сложную задачу. Я с ребятами рисую и соответственно знаю, кто на что способен, кому какой образец подобрать. А это далеко не так просто, как кажется.

    Рисование, как ни парадоксально, это наиболее сложная область для людей с особенностями. Почему в ТОКе так востребована керамика? Потому что ребятам проще и понятнее делать что-то руками, осязать. В рисовании надо включать воображение - сначала многие сидят перед белым листом и бояться провести линию.

    Пока что сложно говорить о прогрессе, хотя он есть, безусловно. У кого-то в плане рисунка, а у других с точки зрения социализации. Некоторые ребята, которые раньше практически со мной не разговаривали, сейчас доверяют мне гораздо больше. И это уже половина успеха.

    Есть такая поговорка: “Нельзя научить - можно только научиться”. И для того, чтобы ребята научились, к ним нужно искать индивидуальный подход, чем мы и занимаемся каждый день».
  • ТЕКСТИЛЬ НА ПЕТУШКОВА
    Анна Титова - руководитель всего подразделения на Петушкова и одновременно куратор текстильной мастерской, в которой создаются шоперы. Аня полностью доверяет дизайн Лене, куратору художки, а затем смотрит на расписанную ребятами ткань и подбирает подходящий оттенок для самого шопера, к которому будет пришиваться рисунок.

    «Сначала я думала, что ребятам будет непросто пришивать ткань к шоперу, - вспоминает Аня, - но в итоге у многих стало получаться. Они обучились основным стежкам, и это уже не представляет особой сложности. А вот фигурные вышивки мы пока не успели освоить: на них нужно немного больше времени.

    Зато мы нашли другое занятие, которое под силу каждому - это создание украшений из керамических бусин, камней и стекляруса. Кому-то из ребят я лично набираю подходящие бусины, а некоторые уже сами чувствуют цвет и гамму. Им остается только задать тематику, осеннюю/морскую/и тд». В результате получаются прекрасные композиции.
  • КУЛИНАРИЯ НА ПЕТУШКОВА
    Аня и Настя работают в столовой на Петушкова. То есть в кулинарной мастерской. Это значит накормить всех, кто пришел на работу и занятия, а таких сейчас ежедневно не менее 25 человек. Нужно приготовить одно горячее блюдо и одно холодное. Потом собрать посуду, вымыть ее, подмести и вымыть пол на кухне и в столовой.

    Ребята – выпускники коррекционных учебных заведений. И пока не попали к нам в кулинарный проект, с трудоустройством у них не ладилось. Сейчас это самодостаточные специалисты.

    Сначала они учились у Ашира, шеф-повара столовой на Лобачевского. Теперь ребята стали самостоятельной командой и нуждаются в минимальном руководстве со стороны куратора.

    А еще в кулинарной мастерской проходят занятия для групп полезной дневной занятости. Под руководством куратора Арины ребята учатся базовым вещам - готовить, работать с продуктами, планировать меню.